Внутренняя секреция
Уже теперь можно сказать, что понятие внутренняя секреция, как и понятие гормон, утратило свою кажущуюся определенность. Представление о внутренней секреции расширилось до чрезвычайности, и ранее так хорошо очерченные границы эндокринной системы, как системы желез без выводных протоков, посылающей в кровь свои стимулирующие и регулирующие процессы инкреты, становятся расплывчатыми: печень, легкие, кишечный эпителий обладают энергичной внутрисекреторной деятельностью. Она перестала быть и привилегией железистой эпителиальной клетки, так как и дериваты мезенхимы несомненно посылают в кровь специфические продукты своей жизнедеятельности. Даже узел Киса в недавних опытах Демура и Рилана продуцирует специфический гормон, регулирующий ритм сердца. Удаление этого узла по методу Эйстера и Мика вызывает правильный медленный узловой ритм, имплантация его обратно в сердце спустя двадцать часов восстанавливает нормальный ритм. Водный или спиртовой экстракт узла сенсибилизирует изолированное in situ сердце к адреналину и делает его нечувствительным к влиянию блуждающего нерва.
[[MORE]]Эти данные, хотя уже частично подтвержденные Габерландтом и Ендрасиком, требуют еще дальнейшей проверки. Пока я считаю возможным привести их лишь как одно из доказательств существования у границ внутренней секреции тенденции к беспредельному расширению.
Это расширение грозит скомпрометировать самое понятие. Не удивительны поэтому со стороны эндокринологов попытки спасти положение внесением некоторых ограничений. Одну из таких попыток делает Глей в только что вышедшем третьем издании своей книжки «Les secretions internes», стараясь точно определить условия, делающие из желез внутренней секреции специальную физиологическую систему.